Wormwood gold - what is it, what is its assay, what does it look like, its origin, composition and value today

Pure Gold In the past, it was impossible to get 999, and the most expensive was considered to be chervonoye or nirovolochnoye. Until now, this name is associated with the highest quality gold. However, this is not quite true. This particular old type of precious metal has some additives in its composition. It is considered impractical and is not used for jewelry purposes.

History of the emergence of Worm Gold. Why it is still considered the purest

Many people still use the term chervonnye or nielloed gold, referring to the native metal, due to ignorance, believing it to be red. What is worm gold really? Blackened metal is an alloy consisting of 900 grams of pure noble metal and 100 grams of ligature per 1,000 weight units.

Chervonnye gold - a metal known since ancient times, as evidenced by the products that have survived to this day and are of historical value.

When a large amount of copper was added to the alloy, the metal acquired a deep red tone when incandescent, due to which it was nicknamed chervonny in Rus times. The other metals do not exhibit this color when incandescent, but on the contrary become pale, sometimes darker.

Read also
Turkish gold from Turkey - how it differs from Russian gold: assay, rules of purchase
Yellow Gold
Ferrous gold is widely used in the jewelry industry

In Russian times metal was used to make coins. But after the tsarist financial reforms of Peter the Great there was a coin, which was called chervonets. Its original purpose - payment for foreign products. The use of almost pure gold allowed to receive banknotes, which in value could be equaled to foreign coins.

The word chervonny has Old Slavonic roots. It is still used in Ukrainian and means "red.

There are several versions of its origin:

  • According to the first version, the word "chervonny" comes from the Czech language, in which "CZERWONY" means fiery.
  • Another version indicates that the word appeared in the pre-revolutionary period, when Russia began to produce ten-ruble coins (chervontsy). Only high-grade metal in a duet with copper was used to make them.  
  • There is another version of how the word originated. The adjective (chervonny) came from the word (chervit and worm) which indicates a shade of red. The base of the words was the genus worms, which were used to make red paint.

Since the alloy was quite expensive and valuable, the chervonets were often melted down and used in the manufacture of jewelry for members of the nobility. At that time, such precious metal was considered the purest of all known. Today this adjective is used out of habit and ignorance.

Composition and physical and chemical properties of chervonets

The antique metal originally possessed an increased ductility and brittleness, which made it easy to lose its shape, even with a minor impact or exposure. A small amount of components made it possible to preserve the natural properties of gold almost unchanged. Worm Gold, Sample which did not fall below 900, is easy to erase, is so soft that you can easily bite it with your teeth.

Types of gold
Colors of Gold

In most cases, the nielloed metal yellowThe red color appears only when heated, because the impurity fraction is minimal and is not able to significantly affect the tone. The red color appears only when heated. Each craftsman used his own composition for making a scarlet alloy, but the main component was always copper. Additional alloying metals could be:

  • silver;
  • palladium;
  • zinc;
  • aluminum;
  • nickel;
  • cadmium;
  • platinum.
Read also
Dental gold: what kind of gold in dentistry, indications and contraindications for use, crown fitting procedure

How Chervon gold differs from modern red gold

The name of the alloy is due to the presence of a slight reddish tone, due to the significant proportion of copper: when heated, the product gets a bright red color. This is how the authenticity of coins could be determined in the past.

When heated to a certain temperature of 750, 585 (583) of the sample, even the colored alloy with high copper content does not turn red, but on the contrary, it turns pale. This means that the modern red precious metal is familiar to Soviet people 583-585 assay, which has a reddish hue, so people call it in red gold. The difference is the percentage of the base metal. But it has nothing to do with the niello precious metal.

How was changing the hallmark of niello gold. Why it is not applicable in jewelry now

The gold grade was constantly changing, but always the content of pure noble metal in relation to the ligature was not less than 90%.

  • During the period of Peter the Great coins corresponded to 986 proof.
  • In the reign of Catherine it was decided to apply 916 sample.
  • Nikolaev imperials were made of 900-proof alloy.
  • USSR gold pieces, which were issued in the 22-25 years of the twentieth century, branded with the number 900.

Nowadays pure nielloed precious metal is not used for coin production or jewelry purposes. This is due to the natural softness and excessive plasticity of high-grade metal. Thanks to the development of different alloys, it has been replaced by a large number of samples with different characteristics. If there was now a chervone gold, it would be matched by the highest proofs.

Alloy 900 gold
Gold of 900 proof

The most popular today is 585 hallmarkcorresponding to 14 caratsaccording to carat system or 56 gilts according to the ancient gilt system introduced by Peter the Great. When the valuation system was changed, the price of items began to be determined not in carats or gold pieces, but on the basis of the value of a gram of pure precious metal. Today at cost is influenced by the price of 999, set by the Central Bank of Russia and the world market.

Read also
Red gold - what is the difference between red gold and yellow 585: composition, properties and demand among Russian consumers

Table: Explanation of the metric system of gold assay

SampleFraction of precious metal in pure form, %Carat value
99999,924к
98698,623к
95895,823к
91691,622к
9009021к
87587,520к
7507518к
583/58558,3/58,514к

24-karat gold

Definition 24 carats indicates that such a precious metal is of 999th grade. At least 99.5% of gold, the remaining 0.5% comes from an impurity that cannot be separated out. It could have been a devil's gold. Its distinctive feature is its bright yellow hue. However, the purest assay has the lowest density, due to which it is not used for jewelry production. Antique coins, bank ingots, electronics and medical equipment are all uses of this 24-carat precious metal.

22-karat gold

A 22-carat piece consists of 22 parts noble metal and 2 parts impurities. It is quite often used for jewelry. A 22-carat alloy of more than 90% consists of pure gold and can include silver, zinc, nickel, aluminum and other non-precious metals. Their use makes the alloy practical, harder and more durable, which is important in jewelry making. Since chervone gold is more of a technical term today, 22 carat could be called niello by its characteristics.

18-karat gold

The most valuable jewelry alloy is 18-carat gold. This means, that the metal on 75% consists of a precious metal and on 25% of a ligature. The alloy is used to make exquisite pieces and blends well with various stones. These are the highest-carat alloys at present. They are not used for general consumption jewelry. 18k costs much less than 22k or 24k, but is stronger, more durable. A dull golden color is present.

Read also
Colloidal gold: properties, obtaining and wide application in cosmetology, medicine and electronic industry
18k gold - concept of carat, origin, weight and accepted range
Gold 18k

Where you can find gold today

Today niello metal is not used by jewelers and is quite fragile. The alloy requires special care and careful handling to avoid damage. This purity cannot be found at a pawnshop or in a jewelry store window.

Museums and exhibitions

The real Wormwood alloy is not in use now, but it can still be found on display in some museums. Individual rare coins that have survived are held by private collectors.

Electronics

Metal 900, 958 proof is characterized by resistance to corrosion, so it is actively used for industrial purposes. It is used to coat contacts of electrical devices and household appliances. The metal is also used in mechanical engineering.

Jewelry as family heirlooms

In the past, to look luxurious, members of the wealthy class melted chervonets to make jewelry. jewelry. This is how they obtained high-quality, high-caliber jewels. That's why, today, you can find unusual engagement rings or other family jewels made of rare worm-colored precious metal.

Proper care of worms

Like any precious metal, the nielloed metal requires special care:

  • It is important to store such items separately, in a box or box with soft sides;
  • even increased resistance to corrosion does not make it immune. It is best to limit contact with liquids, chemicals;
  • Jewelry made of such metal is fragile, easily deformed, which means you should not wear it every day.

Gold looks flawless if it is cleaned regularly and properly. To do this, it is best to seek the help of a craftsman. But preventive cleaning can also be done at home. Soapy water or a weak solution of salt can be used for this purpose.

Return of jewelry
Jewelry

The complexity of assessing niello gold. How to determine the counterfeit

In the past, to determine the authenticity of monetary units and jewels, it was enough to squeeze them with the teeth. It was believed that it was easy to leave a dental mark on genuine gold. But today this method is not practical because it is so easy to spoil the appearance of the items. All the more so because its price would be quite high.

Read also
Gold from Lead: The Centuries-long Quest for the Philosopher's Stone and the Theory of Producing Gold by Hot Nuclear Fusion

This means that it is important to be aware of other gentle methods of detecting fakes. It is important to pay attention to the following:

  • Size and weight - by nature, pure precious metal is quite dense, which means that the pieces are heavy and massive. High-grade metal is never used to make openwork patterns and fragile elements.
  • Sound. When hitting the glass surface of a real precious metal, a clear ringing sound is heard.
  • Odor. The use of a large proportion of pure gold does not allow the impurity to exhibit a characteristic odor. A real piece of jewelry does not have any odor.
  • Reaction to a magnet. A genuine jewel repels or does not react at all to a magnet.

Video: antique worm gold

https://www.youtube.com/watch?v=R_qBsw2oXkA

Subject: Q&A

Is it possible to buy a chervona coin as an investment today?

Opinion of an expert
Anton Yegorov
Financial consultant
Coins of niello alloy, left over from past centuries, are now quite valuable, and gradually their value is only increasing. Therefore, various items of this type of metal can be easily purchased as a means of investment, adding to the home collection of jewelry.

For several generations since the Revolution, our family has kept my great-grandmother's ring. How can we find out if it was made of gold?

Opinion of an expert
Mikhail Petrovich Grishanov
Jeweler, Director of Grishanov & Co.
Jewelry made of nielloed precious metal is a great rarity, it was used mainly for the production of coins. But some family items were passed down from generation to generation and may have survived to the present day. As it appears, chervonnye gold is yellow in color with a slight, barely noticeable reddish hue.

To determine the authenticity of niello alloy you can contact a specialist. In the past, authenticity was checked by heating the item to a certain temperature. In this case, the heated metal was distinguished by a bright red hue.

Where can I see the Tsar's Chervon Gold?

Opinion of an expert
Pribrezhny Gennady Valentinovich
6th class jeweler
Now the authentic nielloed coins, issued during the reign of the Tsar, are in private collections. Occasionally expensive specimens can be seen at museum exhibitions and auctions.
Gold Coins
Gold Coins

What does chervona gold look like?

Opinion of an expert
Mikhail Petrovich Grishanov
Jeweler, Director of Grishanov & Co.
In appearance, the nielloed alloy resembles gold ingots in color as much as possible, but is distinguished by a faint red hue. It is impossible to find more significant external differences. It is worth noting that the products are extremely soft, which makes them quickly and easily deformed.

What kind of gold is this?

Opinion of an expert
Pribrezhny Gennady Valentinovich
6th class jeweler
For a long time, various types of nielloed gold were used, but never the proportion of pure gold in the alloy fell below 90%.

Jeweler's comment

Molokanov N.M.
Molokanov N.M.
Jeweler, experience in jewelry manufacturing 26 years.
Specialists can easily identify genuine precious metal based on the weight, size and density of the pieces. The density of 999 is 19.3 g/cm². Other metals have a lower density, which means that when they are added to a ligature, the original characteristics of the precious metal change. There is a way that you can determine the density at home without using chemicals.

A test tube is needed, water is poured into it, and its level is recorded. A jewel is lowered into the container, and the test tube is weighed. The method has been known since ancient times and can help determine the density with an error of 20-30%.
The author of the article
Raisa Koshman
A chemical technologist by training. She is engaged in manufacturing silver and gold jewelry in her home workshop. She has the 4th category of jeweler.
Written articles
149

Tell your friends
All about gold and precious metals
Leave a Reply

Червонное золото — что это такое, какая у него проба, как выглядит, происхождение, состав и ценность сегодня

Червонное золото ВИДЫ ЗОЛОТА

Чистое золото 999 пробы раньше получить было невозможно, и наиболее дорогим считалось червонное или червленое. До сих пор это название ассоциируется с наиболее качественным золотом. Однако это не совсем так. В составе именно этого старого вида драгоценного металла есть доля примеси. У червонного золота богатая давняя история, хотя сегодня сплав встречается крайне редко, считается непрактичным и не используется для ювелирных целей.

Содержание статьи

История появления червонного золота. Почему оно все еще считается самым чистым

Многие до сих пор используют термин червонное или червленое золото, имея ввиду самородный металл, из-за неосведомленности считая его красным. Что такое червонное золото на самом деле? Червленым металлом называется сплав, состоящий из 900 грамм чистого благородного металла и 100 грамм лигатуры на 1000 весовых единиц.

Червонное золото — это металл известный еще с давних времен, о чем говорят изделия, которые сохранились до сегодняшнего дня и представляют историческую ценность.

При добавлении в сплав большого количества меди, металл приобретал насыщенно красный тон при накаливании, из-за чего во времена Руси его прозвали червонным. Прочие металлы при накаливании не проявляют такой цвет, а наоборот становятся бледными, иногда темнеют.

Читайте также
Шлиховое золото: определение, метод поиска и очистки, стоимость до и после аффинажа
Желтое золото
Червонное золото широко используемое в ювелирной промышленности

Во времена Руси из металла делали монеты. Но уже после царских финансовых реформ Петра Великого появилась монета, которую так и назвали червонец. Ее первоначальное назначение – оплата заграничной продукции. Использование почти чистого золота позволяло получать денежные знаки, которые по стоимости можно было приравнять к заграничным монетам.

Слово червонный имеет старославянские корни. Оно до сих пор используется в украинском языке и означает «красный».

Существует несколько версий его происхождения:

  • Согласно первой версии слово «червонный» происходит от Чешского языка, в котором «CZERWONY» означает раскаленный.
  • Другая версия указывает на то, что слово появилось еще в дореволюционный период, когда в России начали выпускать десятирублевые монеты (червонцы). Для их изготовления использовали только высокопробный металл в дуэте с медью.  
  • Существует еще одна версия как произошло это слово. Прилагательное (червонный) появилось от слова (червить и червь) которое указывает на оттенок красного. Основу слов составил род червей, который использовали для изготовления красной краски.

Поскольку сплав был достаточно дорогим и ценным, нередко червонцы переплавлялись и использовались при изготовлении драгоценностей для представителей знати. На то время такой драгметалл считался самым чистым из всех известных. Сегодня это прилагательное применяется в силу привычки и непросвещенности.

Состав и физико-химические свойства червонца

Старинный металл изначально обладал повышенной пластичность, хрупкостью, из-за чего легко терял форму, даже при незначительном ударе или воздействии. Небольшое количество компонентов позволило сохранить природные свойства золота почти неизменными. Червонное золото, проба которого не опускалась ниже 900, легко стирается, отличается мягкостью настолько, что его можно легко прокусить зубами.

Виды золота
Цвета золота

В большинстве случаев червленый металл желтого цвета, поскольку доля примеси минимальна и не способна существенно влиять на тон. Красный цвет проявляется только при нагревании. Каждый мастер использовал свой состав для изготовления червленого сплава, но основным компонентом всегда являлась медь. Дополнительными легирующими металлами могли быть:

  • серебро;
  • палладий;
  • цинк;
  • алюминий;
  • никель;
  • кадмий;
  • платину.
Читайте также
Розовое золото: история создания цвета металла, 3 пробы и свойства сплава, чем отличается от желтого, стоимость за 1 грамма металла

Чем червонное золото отличается от современного красного

Название сплава связано с наличием слабого красноватого тона, благодаря значительной доли меди: при нагревании изделие приобретает ярко красный цвет. Таким образом раньше можно было определить подлинность монет.

При нагреве до определенной температуры 750, 585 (583) пробы даже цветной сплав с большим содержанием меди не краснеет, а наоборот бледнеет. Это значит, что современный красный драгметалл — это привычная советскому человеку 583-585 проба, обладающая красноватым оттенком, поэтому в народе называется красным золотом. Разница в процентном содержании основного металла. Но он не имеет отношения к червонному драгметаллу.

Как менялась проба червонного золота. Почему не применимо в ювелирном деле сейчас

Проба червонного золота постоянно подвергалась изменениям, но всегда содержание чистого благородного металла по отношению к лигатуре было не менее 90%.

  • В период петровской эпохи монеты соответствовали 986 пробе.
  • При правлении Екатерины было решено применять 916 пробу.
  • Николаевские империалы выпускались из сплава 900 пробы.
  • Червонцы СССР, выпуск которых приходился на 22-25 года XX века, клеймились цифрой 900.

Сейчас чистый червленый драгметалл не применяется для выпуска монет или в ювелирных целях. Связано это с природной мягкостью и чрезмерной пластичностью высокопробного металла. Благодаря разработке различных сплавов на смену пришло большое количество проб с различными характеристиками. Если бы сейчас существовало червонное золото, то ей соответствовали наивысшие пробы.

Сплав золота 900 пробы
Золото 900 пробы

Самой популярной сегодня является 585 проба, соответствующая 14 каратам, согласно каратной системе или 56 золотникам по старинной золотниковой, введенной Петром I. Когда оценочную систему изменили, цену изделий начали определять не в каратах или золотниках, а исходя из стоимости грамма чистого драгметалла. Сегодня на стоимость влияет цена 999 пробы, установленная Центральным Банком России и мировым рынком.

Читайте также
Пищевое золото: кондитерское съедобное, проба, свойства и формы выпуска, эффектное применение в пищевой индустрии

Таблица: Расшифровка пробы золота по метрической системе

ПробаДоля драгметалла в чистом виде, %Каратное значение
99999,924к
98698,623к
95895,823к
91691,622к
9009021к
87587,520к
7507518к
583/58558,3/58,514к

24-каратное золото

Определение 24 карата говорит о том, что такой драгметалл имеет 999 пробу. В составе не менее 99,5% золота, остальные 0,5% приходятся на примесь, которую невозможно отделить. Могло бы стать червонным золотом. Его отличительной чертой является ярко-желтый оттенок. Однако самая чистая проба имеет самую низкую плотность, из-за чего не используется для ювелирного производства. Старинные монеты, банковские слитки, электроника, медицинское оборудование — все это сферы использования 24 каратного благородного металла.

22-каратное золото

22 каратное изделие состоит из 22 частей благородного металла и 2 частей примесей. Оно достаточно часто используется для ювелирных изделий. 22 каратный сплав более чем на 90% состоит из чистого золота, может включать серебро, цинк, никель, алюминий и другие недрагоценные металлы. Их использование позволяет сделать сплав практичным, более твердым и прочным, что важно при изготовлении драгоценностей. Поскольку червонное золото сегодня скорее технический термин, то по характеристикам 22 карата можно было бы назвать червленым.

18-каратное золото

Наиболее ценным ювелирным сплавом является 18 каратное золото. Это означает, что металл на 75% состоит из драгметалла и на 25% из лигатуры. Сплав применяется для изготовления утонченных изделий, хорошо сочетается с разными камнями. Это самые высококаратные сплавы в настоящее время. Они не применяются для украшений широкого потребления. 18к стоит гораздо дешевле в сравнении с 22к или 24к, но является более прочным, долговечным. Присутствует тусклый золотистый цвет.

Читайте также
Зубное золото: какой пробы золото в стоматологии, показания и противопоказания к использованию, процедура установки коронок
Золото 18к - понятие карата, происхождение, вес и принятый диапазон
Золото 18к

Где сегодня можно встретить червонное золото

Сегодня червленый металл не используется ювелирами, является достаточно хрупким. Сплав требует особого ухода и осторожного обращения, чтобы не допустить повреждений. Данные изделия такой чистоты не найдешь в ломбарде или на витрине ювелирных магазинов.

Музеи и выставки

Настоящий червонный сплав сейчас не используется, но по-прежнему его можно найти на выставках некоторых музеев. Отдельные редкие монеты, которые сохранились, находятся у частных коллекционеров.

Электроника

Металл 900, 958 пробы отличается устойчивостью к коррозии, благодаря чему активно используется для промышленных целей. С его помощью покрывают контакты электрических приборов и бытовой техники. Также металл применяется в машиностроении.

Украшения как семейные реликвии

Раньше, чтобы роскошно выглядеть, представители богатого сословия переплавляли червонцы для изготовления ювелирных украшений. Так они получали качественные драгоценности высокой пробы. Поэтому, сегодня можно встретить необычные обручальные кольца или другие фамильные драгоценности из редкого червонного драгметалла.

Правильный уход за червонными изделиями

Как и любой драгметалл, червленый металл требует особого бережного отношения:

  • хранить такие изделия важно отдельно, в шкатулке или коробочке с мягкими бортами;
  • даже повышенная устойчивость к коррозии не делает его защищенным. Лучше всего ограничить контакт с жидкостью, химическими веществами;
  • украшения из такого металла хрупкие, легко деформируются, а значит не стоит носить их ежедневно.

Золото выглядит безупречно, если его регулярно и правильно чистить. Для этого лучше всего обращаться за помощью к мастерам. Но в домашних условиях тоже можно проводить профилактическое очищение. Для этого можно использовать мыльный раствор или слабый раствор соли.

Возврат ювелирных изделий
Ювелирные украшения

Сложность оценки червонного золота. Как определить подделку

Раньше чтобы определить подлинность денежных единиц и драгоценностей, их достаточно было сжать зубами. Считалось, что на настоящем золоте легко остается след зубов. Но сегодня такой метод не практичен, поскольку так легко испортить внешний вид изделий. Тем более что цена его будет достаточно высокой.

Читайте также
Чем отличается красное золото от желтого 585 пробы: разница, недостатки и преимущества, советы по уходу и носке

Это означает, что важно знать о других щадящих методах определения подделки. Важно обратить внимание на следующее:

  • Размер и вес – от природы чистый драгметалл достаточно плотный, а значит и изделия получаются тяжелыми и массивными. Из высокопробного металла никогда не делаются ажурные узоры и хрупкие элементы.
  • Звук. При ударении о стеклянную поверхность настоящего драгметалла слышен чистый звон.
  • Запах. Использование большой доли чистого золота не позволяет примеси проявлять характерный запах. Настоящее украшение не имеет никакого запаха.
  • Реакция на магнит. Подлинная драгоценность отталкивается или вообще не реагирует на магнит.

Видео: старинное червонное золото

Рубрика: вопрос-ответ

Можно ли сегодня купить червонную монету в качестве инвестиции?

Мнение эксперта
Антон Егоров
Финансовый консультант
Монеты из червленого сплава, оставшиеся с прошлых веков, сейчас являются достаточно ценными, и постепенно их стоимость только возрастает. Поэтому различные изделия из этого вида металла спокойно можно купить как средство инвестирования, пополняя домашнюю коллекцию драгоценностей.

Несколько поколений еще с времен революции наша семья хранит кольцо прабабушки. Как выяснить, из червонного ли оно золота?

Мнение эксперта
Гришанов Михаил Петрович
Ювелир, директор мастерской "Гришанов и Ко"
Украшения из червленого драгметалла большая редкость, его использовали в основном для выпуска монет. Но некоторые фамильные изделия передавались из поколения в поколение и могли сохраниться до нынешних времен. Внешне червонное золото имеет желтый цвет с легким еле заметным красноватым оттенком.

Чтобы определить подлинность червленого сплава можно обратиться к специалисту. Раньше подлинность проверяли, раскаляя изделие до определенной температуры. При этом разогретый металл отличался ярким красным оттенком.

Где можно увидеть царское червонное золото?

Мнение эксперта
Прибрежный Геннадий Валентинович
Ювелир 6-го разряда
Сейчас подлинные червленые монеты, выпущенные при царском правлении, находятся в частных коллекциях. Изредка дорогие экземпляры можно увидеть на музейных выставках и аукционах.
Золотые монеты
Золотые монеты

Червонное золото как выглядит?

Мнение эксперта
Гришанов Михаил Петрович
Ювелир, директор мастерской "Гришанов и Ко"
Внешне червленый сплав по цвету максимально напоминает золотые слитки, но отличается слабым красным оттенком. Больше существенных внешних отличий найти невозможно. Стоит отметить, что изделия являются чрезвычайно мягкими, из-за чего быстро и легко деформируются.

Какой пробы червонное золото?

Мнение эксперта
Прибрежный Геннадий Валентинович
Ювелир 6-го разряда
На протяжении длительного времени использовалось червленое золото разных проб, но никогда доля чистого золота в сплаве не опускалась ниже 90%.

Комментарий ювелира

Молоканов Н.М.
Молоканов Н.М.
Ювелир, стаж работы на ювелирном производстве 26 лет.
Специалисты легко определяют настоящий драгметалл исходя из веса, размера и плотности изделий. Плотность 999 пробы равняется 19,3 г/см². Другие металлы имеют меньшую плотность, а значит при добавлении их в лигатуру, изначальные характеристики благородного металла меняются. Есть способ, которым можно определить плотность в домашних условиях, не используя химические вещества.

Необходима пробирка, в нее наливают воду, фиксируют ее уровень. В емкость опускается украшение, и пробирка взвешивается. Метод известен с давних времен, способен помочь определить плотность с погрешностью 20-30%.
Автор статьи
Раиса Кошман
Химик-технолог по образованию. Занимается изготовлением ювелирных изделий из серебра и золота в домашней мастерской. Имеет 4 категорию ювелира.
Написано статей
149

Расскажите друзьям
Всё о золоте и драгоценных металлах
Мы используем cookie-файлы для улучшения нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять