Table - gold alloys: composition, type, reasons and methods of production, gold assays in various alloys

Gold Alloy This variety differs from pure gold in terms of its basic properties. This variety differs from pure gold in its basic properties. In most cases, you can tell whether the gold is fake or not by its appearance. The mixture of ligatures and precious metal was widely used in the past and has not lost its popularity today. Modern gold alloys are represented by a large number of types. You can find out how they differ by examining the tables containing the percentages ligatures.

Pure gold and its characteristics

It is found rarely in its pure form. It is mostly native gold. There are natural formations that are characterized by their large size. Each one has its own name, as it is rare. But in this form, the metal is not used in jewelry, space industry (when processing satellites), orthopedic dentistry and industry. The reason is its high softness and, on the contrary, its strength is low.

The precious metal is more often used to form a gold and currency reserve.

Pure gold and its characteristics
Pure Gold

Pure gold is listed in the Mendeleev table under atomic number 79. It is distinguished by its characteristics:

  • atomic mass is 196.966569 g/mol;
  • metal density - not more than 19.32 g/cm3;
  • melting point - 1,064.18 °C;
  • the precious metal boils at 2856°C;
  • thermal conductivity - 318 W/m*K.

Au is hard, and becomes liquid when combined with mercury (forms amalgam).

Gold grades in different alloys

The assay is called a type of branding that determines the weight content of Au in the composition of the precious metal. Today in Russia the metric system is used for this purpose. On its basis, according to GOST 30649-99, alloys with special properties and different colors are obtained. The most common ones are:

  • 999 or 99.9% - pure gold, the content of the precious metal is the highest (but a small percentage of impurities is still acceptable), even less additives may be only in a nugget;
  • 750 or 75% is the more common variant, the amount of Au is substantial, which increases the value of jewelry, other products, but because of this decreases the strength;
  • 585 or 58.5% is the most popular type of yellow precious metal, it features the best ratio of ligatures and gold, which allows to obtain excellent characteristics (high wear resistance, strength, moderate ductility);
  • 500 or 50% - the gold content is at the lower limit, which allows you to attribute the alloy to the precious metals, the strength is higher than that of products 585 grade, but the value is lower, which affects the price (products are more affordable);
  • 375 or 37.5% - a rarer alloy, but still used, the Au content is minimal, the value is low, but this kind of jewelry is resistant to mechanical damage, although at a price closer to the premium costume jewelry.

Note: The main varieties of ligature are copper, silver, platinum group substances, brass and other precious, non-precious metals.

Branding on gold and sterling silver
999 is the highest gold standard

Ligature metals in alloys with gold and their properties

In ancient times purer gold was often used, but the size of coins quickly changed with intensive use (they wore off), so another technique was used to produce the precious metal. They added alloys, chose the proportions that would allow to create the material with the most suitable characteristics: high value and durability. The properties of the additives were taken into account. The list of the most common ones:

  • silver for softness: the main advantage of introducing such a ligature is the ability to increase the malleability, ductility, in addition, the precious metal takes on a lighter shade, with the right ratio becomes white, but the more silver, the lower the value of the product;
  • Copper for a red hue: used to alloy with gold, allows you to change the strength index Au (products better able to withstand mechanical stress), as well as its color - the precious metal becomes a red hue, unlike silver, the addition of a small percentage of copper (14-15%) will make it red;
  • Nickel for hardness: is characterized by increased hardness, resistance to corrosion, which allows the use of precious metal in dentistry, jewelry industry, the disadvantage is the risk of allergies when in contact with the skin;
  • Palladium for refractoriness: in order to obtain a material of higher hardness, the chemical formula is changed by adding palladium. At the same time, the price of the product increases because this ligature is also a precious metal and also contributes to the change in color to a lighter (white);
  • Platinum for whiteness: used to change the color of the alloy, it is enough to increase the platinum content to 8.4% to get a white precious metal, in addition, the addition of this ligature contributes to the elasticity of gold, the melting point, which makes it somewhat difficult to work with the products;
  • Ruthenium for strength: increases the melting point so that the gold has to be heated harder to change its shape, making it stronger, but ruthenium has no effect on its shade;
  • Iridium for wear resistance: not used to produce an alloy of a different color, but used to change the properties of the precious metal, as a result, gold becomes even more resilient than when combined with iridium, the products are much worse to process;
  • Osmium for elasticity: the ligature has many properties in common with ruthenium, iridium, the introduction of such metal in the composition changes the melting temperature - it increases, it becomes more difficult to work with the material, but the elasticity increases, its resistance to deformation, but the point blow will not survive;
  • cadmium for fusibility: unlike osmium, iridium and other ligatures, cadmium, on the contrary, reduces the melting point of the gold mixture, which facilitates working with it, the precious metal becomes more plastic, but also brittle, as it does not always withstand the mechanical loads imposed when using the product, in addition, the gold alloy slightly changes color - a greenish hue appears, but there are other alloys to obtain such a tone, cadmium more often perform other tasks;
  • Zinc for a green shade: the properties resemble cadmium, also contributes to the appearance of green color, but with the choice of a suitable base (ligature) can eliminate this drawback, in addition, zinc increases the hardness of the material, but it is also easier to damage, because the degree of fragility increases, with point hits the product can be destroyed, in addition, ligature helps to reduce the melting temperature;
  • Aluminum for plasticity and unusual shades of gold alloys: one of the types of ligatures used in obtaining various precious metals, aluminum is introduced into the alloy purple color.

Interesting: A superhard metal - based on Au and Ti (titanium) - has recently been invented.

Ratio of precious metal to impurities
Precious metals and impurities

The principle of alloying gold with metals

A material that is more suitable for processing is one that is ductile, has a low melting point, and is strong. The choice of ligatures, their combination with each other, allows you to find the best option, taking into account the given characteristics. When one of the additives is introduced, the composition of the material changes. To adjust the result, the next additive is added. For this reason, a metal can have 1-2 or more additives.

Note: The homonizing procedure is carried out to increase the degree of homogeneity of the precious metal, the desired result is achieved by reheating to a temperature of +700 ° C, further holding the alloy improves the structure.

Alloys of different gold colors

The choice of ligatures is made on the basis of the properties they exhibit when combined with Au. It is not guided by the characteristics of the metal itself, which acts as an additive. The result of combining precious and non-precious materials:

  • yellow - The classic combination of gold and in addition copper and silver: the classic version, to obtain the yellow metal, gold must exceed the other additives in quantity, a special, richer color is obtained through a combination of silver and copper, and it is the latter of the ligatures enhances the depth of color, and silver does not allow to increase the intensity of red tone;
  • red - popular duo Au and Cu: a metal of this color began to be used in Russia in the XVIII century, reduced copper content and additional additives (silver) allows you to get a pink gold, it is based on a red alloy, but other properties, as the ratio of components significantly different;
  • White - The addition of various alloys for a refined white color: the metal has another name - "white gold", but the main component is still Au, changing its classic yellow color platinum group metals used as alloys, as well as manganese, nickel, as a result of which products may have other properties than those of platinum jewelry - increased fusibility, which increases the variety of forms and design of jewelry;
  • black - alloy as a result of oxidation with cobalt: ring, bracelet acquires this color, if the manufacture has been oxidized with cobalt, an alternative option - dressing with the addition of carbon, simulates a similar color also patinated, rhodium-plated;
  • green - Alloy includes gold with a silver ligature: such items have a name - "electrum", the metal containing a certain proportion of Ag, characterized by a slight green hue, more pronounced such color appears if the gold is alloyed with cadmium, but such jewelry is not recommended for long wear, can cause damage to health;
  • blue and blue is a spectacular alloy with indium: it is not strong enough, so platinum group metals are often introduced, indium gives the blue color, and blue gold is an iridium-based alloy;
  • Purple - a mysterious alloy of gold with aluminum and palladium: a rare combination, so occurs infrequently, it is mainly used to manufacture inserts, the drawback is the fragility.

Interesting: in ancient Greece, the alloy of gold as well as silver had a certain name - electron.

Types of gold with impurities
Gold in different shades

Gold imitations

The metal may not contain Au, but it must have similar appearance in order to be considered similar to the original. Such products have no value, but they have a wide range of applications, for example, the production of costume jewelry is the main direction. List of metals that imitate gold alloy:

  • Bronze: copper with the addition of aluminum, the first of the components gives a red hue, the second - lightens the tone;
  • vermei: silver with gilding, the appearance of Au is retained, but the items are lighter;
  • gameltonmetal: a method of coating products that was previously often used, the metal contained copper, zinc.
Read also
Aurum - gold (Au) in the Mendeleev table in chemistry: the origin of the name and the metal, the physical and chemical properties of the element, the extraction and breadth of its use

Medical gold alloy

It is a steel, different in composition, as the content of the main additives is not regulated. The medical alloy is very similar to gold, but has different properties: harder, better endures mechanical stresses, but costs much less. If you managed to buy this type of product at a high price, you should remember that this is a deception, because in this case, the jewelry is passed off as precious.

Deciphering the marking of alloys that contain gold

Materials are labeled for ease of handling. For precious metals, in addition to the letter designation, an additional numerical designation is generally accepted - fractions of a thousandth, and for non-precious alloys - hundredths (%). Common variants that are found in GOST:

  • Gold - Zl;
  • silver - cf;
  • Platinum - Pl;
  • copper - M;
  • zinc - C;
  • nickel - N;
  • cadmium - Cd;
  • palladium - Pd.
A variety of medical alloys
Medical gold alloy

World systems for measuring the purity of gold precious metals

At different times, a variety of methods have been used to determine the Au content of the metal alloy. At the same time, the amount of ligatures that were added at the manufacturing stage varies: from 10-12% to 80%. But the best variant in appearance and properties is the one containing 30-40% additives. There are only 4 known ways to measure the purity of the precious metal:

  • widespread metric system: the fraction of the precious metal is determined in thousandths (range from 0 to 1000);
  • Carat system, applicable in the U.S. and Europe: the basis for the value - 24 carats, this precious metal without impurities, respectively, the gold content of the various alloys is defined as the number of parts 1/24 of pure substance (corresponding to 1 carat);
  • the tsarist Russia's system of gold pieces: the basis was a measure - 96 proof of pure precious metal, corresponding to the number of gold pieces in 1 Russian pound;
  • The lot system of Old Europe: 16 lots were considered pure metal; the lower the number, the lower the value of the items.
Read also
Aurum - gold (Au) in the Mendeleev table in chemistry: the origin of the name and the metal, the physical and chemical properties of the element, the extraction and breadth of its use

How alloys can change the appearance of a product

According to GOST, the difference between the metals of the same group can be small or significant. However, the gold content in the alloy is always the same, despite changes in the proportions included in the ligatures. The hue changes when the amount of basic additives varies: silver, copper, which determines the depth of color.

Table 1: Alloys with Au in composition, 375 samples

Metal based, Ag, Au, Cu are represented by options:

Au, %Ag, %Cu, %
37,2-37,81,5-2,559,5-61,5
 9,5-10,551,5-53,5
 15,5-16,545,6-47,4
The strongest assay of gold
Gold grade 375

Table 2: Alloys that contain Au 500 of the sample

Gold, %Silver, %Copper, %
49,7-50,39,5-10,539,2-40,8
 19,5-20,529,2-30,8

Table 3: Alloys based on Au 583

Gold, %Silver, %Copper, %
58,0-58,67,5-8,532,9-34,5
 19,5-20,521,1-22,3
 29,5-30,511,2-12,2

Table 4: Alloys based on Au 585

Au, %Ag, %Cu, %
58,5-59,07,5-8,532,5-34,0
 19,5-20,520,5-22,0
 29,5-30,510,5-12,0
Russian gold assay
Assay mark 585

Table 5: Alloys 750

Au, %Ag, %Cu, %
Au, %Ag, %Cu, %
74,7-75,312,0-13,012,0-13,0
 14,5-15,59,5-10,5

Table 6: Alloys 958

Au, %Ag, %Cu, %
Ag, %Ag, %Cu, %
95,5-96,11,5-2,51,7-2,5

Video: precious metals

Jeweler's comment

Molokanov N.M.
Molokanov N.M.
Jeweler, experience in jewelry manufacturing 26 years.
The content of the ligature makes the metal different from others. Today often change the composition, according to GOST, as a result of reducing/increasing the proportion of gold, copper, silver or other metals can affect the strength, density, fusibility and, of course, the color. Because of this feature, the hue of the noble metals serves as one of the signs of authenticity.

Testimonial

I have different jewelry: light yellow, reddish, deep yellow. The price was about the same, so I thought that was how the jeweler handled it, and maybe it wasn't gold at all. Only recently I found out when I had it evaluated that all of the jewelry is real, but the composition is slightly different. The main thing for me is that there is enough precious metal.

Anastasia R., Samara
Alice
The author of the article
Raisa Koshman
A chemical technologist by training. She is engaged in manufacturing silver and gold jewelry in her home workshop. She has the 4th category of jeweler.
Written articles
149
Tell your friends
All about gold and precious metals
Leave a Reply

Таблица – сплавы золота: состав, вид, причины и способы получения, пробы золота в различных сплавах

Слитки золота ЗОЛОТО В ХИМИИ

Золотой сплав содержит определенную долю этого драгметалла, остальная часть приходится на лигатуры. Такая разновидность отличается от чистого золота основными свойствами. В большинстве случаев можно определить подделку также и по внешним характеристикам. Смесь лигатур и драгметалла широко применялась раньше, не утратила популярности и сегодня. Современные сплавы золота представлены большим количеством видов. Можно узнать, чем они отличаются, изучив таблицы, содержащие процентные соотношения лигатур.

Чистое золото и его характеристики

В чистом виде встречается редко. Преимущественно это самородное золото. Существуют природные образования, которые характеризуются большим размером. У каждого свое название, т. к. это редкое явление. Но в таком виде металл в ювелирном деле, области космической промышленности (при обработке спутников), ортопедической стоматологии, промышленности не используется. Причина – высокая мягкость, а прочность, наоборот, небольшая.

Драгметалл чаще используется для формирования золотовалютного резерва.

Чистое золото и его характеристики
Чистое золото

Чистое золото находится в таблице Менделеева под атомным номером 79. Отличается характеристиками:

  • атомная масса – 196,966569 г/моль;
  • плотность металла – не превышает 19,32 г/см3;
  • температура плавления – 1064,18 °С;
  • драгметалл закипает при температуре 2856°С;
  • теплопроводность – 318 Вт/м*К.

Au отличается твердостью, жидким становится при соединении с ртутью (образует амальгаму).

Пробы золота в различных сплавах

Пробой называется вид клейма, определяющей весовое содержание Au в составе драгметалла. Сегодня в России для этого используется метрическая система. На ее основе, согласно ГОСТу 30649-99, получают сплавы с особыми свойствами, разного цвета. Наиболее распространенные:

  • 999 или 99,9% – чистое золото, содержание драгметалла наивысшее (но малый процент примесей все же допустим), еще меньше добавок может быть только в самородке;
  • 750 или 75% – более распространенный вариант, количество Au существенное, что повышает ценность украшений, прочих изделий, однако из-за этого снижается прочность;
  • 585 или 58,5% – самый востребованный вид драгметалла желтого цвета, его отличает наилучшее соотношение лигатур и золота, что позволяет получить отличные характеристики (отмечают высокую износоустойчивость, прочность, умеренную пластичность);
  • 500 или 50% – содержание золота находится на уровне нижней границы, которая позволяет отнести сплав к драгоценным металлам, прочность выше, чем у изделий 585 марки, но ценность ниже, что сказывается на цене (изделия более доступны);
  • 375 или 37,5% – более редкий сплав, но все еще применяется, содержание Au минимальное, ценность низкая, однако украшения такого вида отличаются устойчивостью к механическим повреждениям, хоть по цене ближе к бижутерии премиум-класса.

Заметка: Главные разновидности лигатуры: медь, серебро, вещества платиновой группы, латунь и другие драгоценные, недрагоценные металлы.

Клеймо на золоте и серебре высшей пробы
999 проба — это самая высокая проба золота

Металлы-лигатуры в сплавах с золотом и их свойства

В древности часто применялось более чистое золото, однако размер монет быстро менялся при интенсивном применении (они стирались), поэтому стали использовать другую технику производства драгметалла. Добавляли лигатуры, подбирали пропорции, которые позволили бы создать материал с наиболее подходящими характеристиками: высокой ценности и прочности. Учитывались свойства добавок. Список наиболее распространенных из них:

  • серебро для мягкости: главным преимуществом введения такой лигатуры является возможность повысить ковкость, пластичность, кроме того, драгметалл приобретает более светлый оттенок, при выборе правильного соотношения становится белый, но, чем больше серебра, тем ниже ценность изделия;
  • медь для красного оттенка: применяется с целью сплавления с золотом, позволяет изменить показатель прочности Au (изделия лучше противостоят механическим нагрузкам), а также его цвет – драгметалл приобретает красный оттенок, в отличие от серебра, добавление малой доли меди (14-15%) сделает его красным;
  • никель для твердости: отличается повышенной твердостью, стойкостью к коррозии, что позволяет применять драгметалл в стоматологии, ювелирной промышленности, недостатком является риск развития аллергии при контакте изделий с кожей;
  • палладий для тугоплавкости: чтобы получить материал более высокой твердости, меняется химическая формула – добавляют палладий, вместе с тем возрастает стоимость изделий, т. к. эта лигатура тоже относится к драгоценным металлам, а также способствует изменению цвета на более светлый (белый);
  • платина для белизны: используют для изменения цвета сплава, достаточно увеличить содержание платины до 8,4%, чтобы получить белый драгметалл, кроме того, добавление такой лигатуры способствует росту упругости золота, температуры плавления, что несколько усложняет работу с изделиями;
  • рутений для прочности: повышает показатель температуры плавления, в результате для изменения формы изделия нужно нагревать его сильнее, золото становится прочнее, но на его оттенок рутений не оказывает влияния;
  • иридий для износостойкости: не используется для получения сплава другого цвета, но применяется с целью изменения свойств драгметалла, как результат, золото становится еще более упругим, чем при соединении с иридием, изделия намного хуже поддаются обработке;
  • осмий для упругости: лигатура по степени воздействия имеет много общих свойств с рутением, иридием, при введении такого металла в состав изменяется температура плавления – она повышается, работать с материалом становится сложнее, но повышается упругость, его устойчивость к деформациям, однако точечный удар не перенесет;
  • кадмий для плавкости: в отличие от осмия, иридия и прочих лигатур, кадмий, наоборот, снижает температуру плавления золотой смеси, что облегчает работу с ней, драгметалл становится более пластичным, но вместе с тем и хрупким, т. к. не всегда выдерживает механические нагрузки, оказываемые при эксплуатации изделия, кроме того, золотой сплав немного меняет цвет – появляется зеленоватый оттенок, но есть другие лигатуры для получения такого тона, кадмий чаще выполняет прочие задачи;
  • цинк для зеленого оттенка: по свойствам напоминает кадмий, также способствует появлению зеленого цвета, но при выборе подходящей основы (лигатуры) можно устранить такой недостаток, кроме того, цинк увеличивает твердость материала, но вместе с тем его легче повредить, т. к. возрастает степень хрупкости, при точечных ударах изделие может быть разрушено, дополнительно к тому, лигатура способствует уменьшению температуры плавления;
  • алюминий для пластичности и необычных оттенков золотых сплавов: один из видов лигатур, используемых при получении разных драгметаллов, алюминий вводится в состав сплава фиолетового цвета.

Интересно: Недавно был изобретен сверхтвердый металл – на основе Au и Ti (титан).

Соотношение драгметалла и примесей
Драгоценные металлы и примеси

Принцип сплава золота с металлами

Более подходящим для обработки является материал, который отличается пластичностью, низкой температурой плавления, а также прочностью. Выбор лигатуры, их комбинация друг с другом позволяет найти лучший вариант с учетом заданных характеристик. При введении одной из добавок меняется состав материала. Чтобы подкорректировать полученный результат, вводят очередную добавку. По этой причине в состав металла может входить 1-2 лигатуры и больше.

Заметка: Процедура гомонизирующей обработки проводится с целью повышения степени однородности драгметалла, достигается нужный результат путем повторного нагрева до температуры +700°С, дальнейшая выдержка сплава улучает структуру.

Сплавы различных цветов золота

Выбор лигатур делается с учетом свойств, которые они проявляют при соединении с Au. При этом не ориентируются на характеристики непосредственно металла, который выступает в качестве добавки. Результат соединения драгоценных и недрагоценных материалов:

  • желтое – классическое сочетание золота, а дополнительно к тому еще меди и серебра: классический вариант, для получения желтого металла золото должно превосходить остальные добавки по количеству, особый, более насыщенный цвет получают благодаря комбинации серебра и меди, причем именно последняя из лигатур усиливает глубину цвета, а серебро не позволяет увеличить интенсивность красного тона;
  • красный – популярный дуэт Au и Cu: металл такого цвета стал применяться на территории России в XVIII веке, уменьшенное содержание меди и дополнительные добавки (серебро) позволяют получить розовое золото, в его основе лежит красный сплав, но свойства другие, т. к. соотношение компонентов существенно отличается;
  • белый – добавление различных лигатур для изысканного белого цвета: металл имеет другое название – «белое золото», но основным компонентом все равно остается Au, меняют его классический желтый цвет металлы платиновой группы, используемые в качестве лигатур, а также марганец, никель, в результате изделия могут иметь другие свойства, отличные от тех, что проявляют украшения из платины – повышается плавкость, за счет чего увеличивается разнообразие форм, дизайна украшений;
  • черный – сплав в результате окисления с помощью кобальта: кольцо, браслет приобретает такой цвет, если при изготовлении произошло окисление кобальтом, альтернативный вариант – выделка с добавлением углерода, имитирует подобный цвет еще и патинирование, родиевое покрытие;
  • зеленый – сплав включает в себя золото с серебряной лигатурой: у таких изделий есть название – «электрум», металл, содержащий некоторую долю Ag, характеризуется слабовыраженным зеленым оттенком, сильнее проявляется такой цвет, если золото сплавлено с кадмием, но такие украшения не рекомендуется долго носить, могут причинить вред здоровью;
  • голубой и синий – эффектный сплав с индием: недостаточно прочный, поэтому в состав часто вводят металлы платиновой группы, индий дает голубой цвет, а синее золото – сплав на основе иридия;
  • пурпурный – таинственный сплав золота с алюминием и палладием: редкая комбинация, поэтому встречается нечасто, в основном такой способ используют для изготовления вставок, недостатком же является хрупкость.

Интересно: в Древней Греции сплав золота, а также серебра имел определенное название – электрон.

Виды золота с примесями
Золото разных оттенков

Имитации золота

Металл может не содержать Au, но должен иметь сходные внешние признаки, чтобы считаться схожим с оригиналом. Подобные изделия не имеют ценности, но у них широкая область применения, например, производство бижутерии – основное направление. Список металлов, которые имитируют сплав золота:

  • бронза: медь с добавлением алюминия, первый из компонентов придает красный оттенок, второй – осветляет тон;
  • вермей: серебро с золочением, внешне сохраняется видимость Au, но изделия легче;
  • гамельтонметалл: способ покрытия изделий, который ранее часто применялся, металл содержал медь, цинк.
Читайте также
Aurum – золото (Au) в таблице Менделеева в химии: происхождение названия и металла, физико-химические свойства 79 элемента, добыча и широта его использования

Медицинский сплав под золото

Представляет собой сталь, отличается по составу, т. к. содержание основных добавок не регламентируется. На золото медицинский сплав очень похож, но свойствами отличается: тверже, лучше переносит механические нагрузки, но стоит намного меньше. Если удалось купить изделия этого вида по высокой цене, нужно помнить, что это обман, т. к. в данном случае украшения выдают за драгоценные.

Расшифровка маркировки сплавов, которые содержат золото

Материалы маркируются для удобства обращения с ними. Для драгметаллов, кроме буквенного, общепринятым является дополнительное численное обозначение – доли тысячных, а для недрагоценных сплавов – сотые (%). Распространенные варианты, которые встречаются в ГОСТ:

  • золото – Зл;
  • серебро – Ср;
  • платина – Пл;
  • медь – М;
  • цинк – Ц;
  • никель – Н;
  • кадмий – Кд;
  • палладий – Пд.
Разнообразные медицинские сплавы
Сплав медицинского золота

Мировые системы измерения чистоты золотых драгметаллов

В разное время использовали самые разнообразные способы определения содержания Au в металлическом сплаве. При этом количество лигатур, которые добавили на этапе изготовления, варьируется: от 10-12% до 80%. Но наилучший вариант по внешнему виду и свойствам – тот, что содержит 30-40% добавок. Бывает всего 4 известных способа измерения чистоты драгметалла:

  • широко распространенная метрическая система: определяется доля драгметалла в тысячных (диапазон от 0 до 1000);
  • каратная система, применимая в США и Европе: за основу принята величина – 24 карата, это драгоценный металл без примесей, соответственно, содержание золота в разных сплавах определяется, как количество частей 1/24 чистого вещества (соответствует 1 карату);
  • золотниковая система царской России: за основу была взята мера – 96 проба чистого драгметалла, соответствующая количеству золотников в 1 русском фунте;
  • лотовая система Старой Европы: чистым считался металл пробы 16 лотов, чем меньше это число, тем ниже ценность изделий.
Читайте также
Aurum – золото (Au) в таблице Менделеева в химии: происхождение названия и металла, физико-химические свойства 79 элемента, добыча и широта его использования

Как сплавы могут менять внешний вид изделия

Согласно ГОСТ, разница между металлами одной группы может быть небольшой или же существенной. Однако содержание золота в сплаве всегда одинаковое, несмотря на изменение долей, входящих в состав лигатур. Оттенок меняется, когда варьируется количество основных добавок: серебра, меди, от чего зависит глубина цвета.

Таблица 1: Сплавы с Au в составе, 375 пробы

Металл на основе, Ag, Au, Cu представлен вариантами:

Au, %Ag, %Cu, %
37,2-37,81,5-2,559,5-61,5
 9,5-10,551,5-53,5
 15,5-16,545,6-47,4
Самая прочная проба золота
Проба золота 375

Таблица 2: Сплавы, которые содержат Au 500 пробы

Золото, %Серебро, %Медь, %
49,7-50,39,5-10,539,2-40,8
 19,5-20,529,2-30,8

Таблица 3: Сплавы на основе Au 583 пробы

Золото, %Серебро, %Медь, %
58,0-58,67,5-8,532,9-34,5
 19,5-20,521,1-22,3
 29,5-30,511,2-12,2

Таблица 4: Сплавы на основе Au 585 пробы

Au, %Ag, %Cu, %
58,5-59,07,5-8,532,5-34,0
 19,5-20,520,5-22,0
 29,5-30,510,5-12,0
Проба российского золота
Пробирное клеймо 585

Таблица 5: Сплавы 750 пробы

Au, %Ag, %Cu, %
Au, %Ag, %Cu, %
74,7-75,312,0-13,012,0-13,0
 14,5-15,59,5-10,5

Таблица 6: Сплавы 958 пробы

Au, %Ag, %Cu, %
Ag, %Ag, %Cu, %
95,5-96,11,5-2,51,7-2,5

Видео: драгоценные металлы

Комментарий ювелира

Молоканов Н.М.
Молоканов Н.М.
Ювелир, стаж работы на ювелирном производстве 26 лет.
Содержание лигатуры делает металл непохожим на другие. Сегодня часто меняют состав, согласно ГОСТу, в результате уменьшения/увеличения долей золота, меди, серебра или других металлов могут повлиять на прочность, плотность, плавкость и, конечно, цвет. Благодаря такой особенности оттенок благородных металлов служит одним из признаков подлинности.

Отзыв

У меня есть разные украшения: светло-желтого, красноватого, глубокого желтого цвета. Цена примерно одинаковая была, поэтому я думала, что так ювелир обработал, и может это не золото вовсе. Только недавно узнала, когда на оценку носила, что все украшения настоящие, но состав немного разный. Для меня главное, что драгметалла здесь в достаточном количестве.

Анастасия Р. г, Самара
Анастасия Р. г, Самара
Автор статьи
Раиса Кошман
Химик-технолог по образованию. Занимается изготовлением ювелирных изделий из серебра и золота в домашней мастерской. Имеет 4 категорию ювелира.
Написано статей
149
Расскажите друзьям
Всё о золоте и драгоценных металлах
Мы используем cookie-файлы для улучшения нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять